Презентация опыта на ГУМО

16 декабря 2020 г. в онлайн-формате состоялся совместный семинар ГУМО заместителей директоров по учебно-воспитательной и научно-методической работе УДОД Санкт-Петербурга «Модель наставничества обучающихся в системе дополнительного образования детей».

Программа семинара включала вопрос «Из опыта работы УДОД по организации наставничества обучающихся». По этому вопросу опыт деятельности ГБУ ДО ДДТ «Преображенский» презентовала Пичугова В.А., руководитель Центра духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания.

В своем выступлении Вера Александровна презентовала различные виды и модели детского наставничества, реализуемые в структурном подразделении.

В частности, в рамках ДООП вокально — инструментального коллектива «Арион» не первый год существует такой вид наставничества, когда педагог дополнительного образования «прикрепляет» более опытного ребенка, у которого какая — либо компетенция сформирована лучше, к другому ребенку с еще недостаточно сформировавшимися профессиональными компетенциями. Ребенок — наставник личным примером формирует положительную мотивацию к дальнейшему обучению у наставляемого и оказывает психологическую поддержку. Такой формат наставничества позволяет младшим или менее опытным ребятам быстрее адаптироваться в хоровом коллективе и более продуктивно продвигаться в освоении программы.

Интересная форма детского наставничества вычленяется в рамках проекта «Сводный детско — юношеский хор Центрального района», объединивший в своем составе 13 хоров УДОД, общеобразовательных школ и воскресных школ храмов Центрального района. В этом году первое выступление хора проходило в рамках районных Рождественских чтений в новом и непривычном для всех участников коллектива формате — формат «цифрового» хора, в видеозаписи. Для многих хористов и руководителей хоров такая форма работы была вновинку и вызывала немало трудностей и переживаний. Но преодолеть многие проблемы помогло именно детское наставничество, когда ребенок с более высоким уровнем компетенций первым демонстрировал образец исполнения, а наставляемый или наставляемые «вживую» могли увидеть процесс записи, для будущего «цифрового» хора, находясь рядом.

Не менее важный вид наставничества выделяется в рамках реализации районных проектов с ОО Центрального района. Этот вид наставничества трактуется как наставничество в исследовательской и проектной группе, где роль наставника возлагается на активного обучающегося с лидерскими, организаторскими способностями.

Разнообразные форматы детского наставничества можно проследить на следующих районных проектах:

— районный Марафон добрых дел «Спешите делать добро», проходивший по различным номинациям. По итогам Марафона участники представляли свои проекты на районном Фестивале добрых дел. Ребята доносили друг до друга пути решения насущных проблем: благоустройство района, помощь ветеранам и инвалидам, охрана исторического наследия и т.д. В Фестивале одновременно участвуют дети всех возрастных групп. И в этом случае можно вычленить два вида наставничества — краткосрочное наставничество (флэш – наставничество) и наставничество внутри проектной группы.

— районный гражданско –патриотический проект «Мы за Победу жизни отдавали!», длившийся в течение двух лет. В рамках Проекта в каждой школе – участнице проекта, создавалась проектная группа учащихся, работавшая по определенной теме Великой

Отечественной войны. В первый год группа занималась исследованием проблемы и представлением результатов на районных конференциях. На второй год группе ребят необходимо было самостоятельно выбрать интерактивный формат проведения мероприятия по теме (квиз, своя игра, квест-игра и т.д.) и провести это мероприятие для других групп – участников Проекта.